Советы специалистов
Как одевать ребенка на прогулку? Мамы постоянно борются с непреодолимым желанием одеть на ребенка как можно больше теплых вещей. Врачи часто с ужасом смотрят на детей, которые приходят на прием настолько укутанные, что рискуют не только вспотеть, но и получить тепловой удар в разгаре зимы. Объяснить такое явление несложно. Я уверен, что природа наделила каждого из нас несколько преувеличенным чувством беспокойства о своих отпрысках. Вероятно, существование этого инстинкта связано с жизненной необходимостью обеспечить своего ребенка в первую очередь теплом и едой, особенно тогда, когда он еще не может ничего сказать о своих желаниях. Молодые мамы, не имеющие опыта ухода за детьми, это беспокойство ощущают наиболее остро.
Существует и противоположная крайность. Иногда встречаются мамы, которые стремятся всем своим поведением показать свободу от предрассудков. Поэтому они воспитывают ребенка «в строгости». Такие мамы одевают детей настолько легко, что приводят в ужас бабушек, дедушек и соседей.
Чтобы знать, как одеть ребенка, надо учитывать его возраст и состояние здоровья. Руки и ноги малыша в норме должны быть немного прохладными. Маме советую это знать и не спешить, одевать его теплее.
Детей постарше советую приучать к тому, чтобы они сами заботились о себе и, соответственно, об одежде в ту или иную погоду.
Безусловно, нельзя зимой одевать на ребенка только комбинезон на фланелевой подкладке, так как вполне очевидно, что он не обеспечивает достаточного тепла. Такой же комбинезон, только на хорошей теплой подкладке – одежда более удобная для детей, чем сковывающие движения ребенка пальто и отдельные брюки.
Иногда я с содроганием смотрю зимой на ребенка, одетого совсем в легкую одежду, которая годится лишь для теплой погоды, или, наоборот, на детей, одетых летом, и жаркое время дня, в шерстяные кофточки и байковые чепчики.
Все в нашей жизни должно быть в меру!
Как научить ребенка управлять своим поведением
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
 Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности и избавит вас от чтения бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия.
-
Правило должно быть конкретным;
-
Каждое правило лучше повторить по несколько раз;
-
Правило должно быть конкретным;
-
Повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;
-
Формулировка правила должна быть позитивной (Лучше сказать: “Говори тихо”, а не “Не кричи”).
-
Обосновывайте для ребенка применение правила;
-
Если ребенок испытывает правило на прочность, провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и твердыми в выполнении правила;
-
Взрослые сами должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.
Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность
Солнечные зайчики-
Прыг, прыг, скок.
Прыгают как мячики-
Прыг, прыг, скок.
 Взрослый читает потешку и показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик устает, прячется в норку и засыпает.
Цель: отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять движение взрослого.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
 Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.
 Взрослый подбирает несколько (6-7) мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ее ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой “зверек”, т.е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
 Вариант: “зверек” может прикасаться к щеке, ладоням, колену.
“Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком”
Что делать?
-
Проконсультируйтесь с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать прописанное лекарство.
-
Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребенку вред.
-
Помнить, что главное лекарство ребенка – это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.
-
Не забывать, что любое разногласие усиливает у малыша негативное проявление.
-
Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям следует четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т.д.
-
Использовать возможности игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика и т.д.) различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредоточиваться и быть внимательным, подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будут плавание, бег, велосипедный спорт; сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками. Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
-
Читать вместе с ребенком его любимые сказки.
-
Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
-
Стараться делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.
-
Учиться владеть собой, исключить крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.
-
Не замыкаться в себе, поговорить об особенностях вашего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.
-
Поручить ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполнять их за него.
-
Завести дневник контроля и отмечать в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумать графы и знакомую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.
-
Ввести балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете отметить каждый хороший поступок.
-
Стараться ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенные или заниженные требования.
-
Четко определить для ребенка рамки дозволенного. Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.
-
Вызывающее поведение вашего ребенка – это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.
-
Оберегать ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
-
Стараться создавать дома спокойную атмосферу.
-
Следить за сном ребенка, он должен высыпаться.
-
Развивать в ребенке осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ему необходимо подумать, представить свои действия и их последствия.
-
Не забывать, что ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
-
Использовать физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомлять ребенка.
-
Найти занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать “полигоном успеха”, в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.